Учебный план на 2022-2023 учебный год 6-9 классы.

Приложение№1 к основной образовательной программе
ООО утвержденным приказом № 47 от 21 августа 2020г.

02-04

Учебный план
муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная
школа им. Г. Акманова д. Баишево
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
на 2022-2023 учебный год

Извлечение из основной образовательной
программы основного общего образования

д. Баишево - 2022 г.
1

2

РЕЖИМ РАБОТЫ МОБУ СОШ им. Г. Акманова д. Баишево
1. Количество класс - комплектов по уровням:
-1 уровень: 4 класс - комплекта (1,2,3,4 классы)
-2 уровень: 5 класс - комплектов (5,6,7,8,9 классы)
-3 уровень: 2 класс - комплекта (10, 11 классы).
2. Начало учебных занятий: 8 ч 30 мин.
3. Режим : 5-дневная неделя для 1-11 классов
4. Сменность: односменная
5. Продолжительность учебных недель:
1 класс – 33 недели
2 – 8, 10 классы – 35 недель
9,11 классы – 34 недели
6. Учебные дни:
1 четверть - с 01.09.2022 г. по 28.10.2022 г. (8 учебных недель);
2 четверть - с 07.11.2022 г. по 29.12.2022 г. (7 учебных недель);
3 четверть - с 11.01.2023 г. по 24.03.2023 г. (10 учебных недель);
4 четверть – с 03.04.2023 г. по 31.05.2023 г. (9 учебных недель).
Для обучающихся 1, 9, 11 44 учебных дня, с 31 марта по 25 мая 2023 г.
На третьем уровне в 10,11 классах на полугодия (в 11 классе 33 недели с учетом
недельной подготовки к итоговой аттестации).
1 полугодие для обучающихся 10,11 классов 16 недель 80 учебных дней, с 1
сентября по 29 декабря 2022 г.
2 полугодие для обучающихся 10 класса 18 недель 86 учебных дней с 17 января
по 31 мая 2023 г.
2 полугодие для обучающихся 11 класса 17 недель 82 учебных дней с 17
января по 25 мая 2023 г.
7. Продолжительность уроков: для 2-11 классов 45 минут (на время
ограничений по коронавирусу с 1-11 классы по 35 минут),1-го класса - 35 минут
(1 полугодие), 40 минут (2 полугодие). При дистанционном обучении
продолжительность онлайн уроков в 1-11 классах по 30 минут.
8. Расписание звонков:
1 класс: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,
в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый

3

Расписание звонков
Начало

Окончание

Перемена

1 урок

08.30

09.15

10 мин

2 урок

09.25

10.10

10 мин

3 урок

10.20

11.05

10 мин

4 урок

11.15

12.00

20 мин

5 урок

12.20

13.05

20 мин

6 урок

13.25

14.10

15 мин

7 урок

14.25

15.10

5 мин

9. Каникулы:
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы
10. Начало кружков и секций:
16.00 - внеурочная деятельность

29.10.2022 -06.11.2022
30.12.2022-10.01.2023
25.03.2023 -02.04.2023

для 5-11

классов (при дистанционном

обучении в 15.00 часов)
Пояснительная записка
Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная школа им. Г. Акманова д. Баишево
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
разработан на основе нормативных документов:
Документы федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 15 мая 2021 года № 286.
4. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 августа
2020года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 06 октября 2020 года №60252
4

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 августа
2020года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 06 октября 2020 года №60252
7. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего
часа физической культуры».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84р об обязательном изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики».
9. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
Документы регионального уровня:
1. Конституция Республики Башкортостан.
2. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании
в Республике Башкортостан».
3. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
от 31.12.2009 г. № УП-730.
4. Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан» (с изменениями от 05.01.2001 г., 01.03.2002г.,
17.03.2003 г., 05.04.2004 г., 07.11.2006 г.).
5. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому или в медицинских организациях".
6. . Согласно информационного письма Министерства образования РБ исх.№ 0405/146 от 28.02.2019г. «О переходе на пятидневную учебную неделю»;
8. «Рекомендации по переходу общеобразовательных организаций РБ на 5-дневную
учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течении дня
5

для обучаю по образовательным программам общего образования
соответствующего уровня», принятый на расширенном заседании коллегии
Министерства образования РБ (протокол от 21.02.2019 №2);
9. Информационного письма МКУ «Отдел образования Администрации
муниципального района Зианчуринский район РБ» исх. №128 от 12.03.2019 «О
переходе на пятидневную учебную неделю».
10. Информационное письмо Министерства образования РБ от 27.08.2021 года
No 04-05/855 «О подготовке к введению новых ФГОС с 1 сентября 2022 года
и апробации примерных рабочих программ с 1 сентября 2021 года».
11. Приказ МКУ «Отдел образования Администрации муниципального района
Зианчуринский район РБ» №187 от 26.04.2022 «О подготовке к введению ФГОС
НОО и ООО с 1 сентября 2022года».
12. РЕШЕНИЕ заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования от 16.07.2022г.
Документы школьного уровня:
1) Устав МОБУ СОШ им. Г. Акманова д. Баишево
2) Программа развития МОБУ СОШ им. Г. Акманова д. Баишево на 2020-2025
годы.
3) Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ
СОШ им. Г. Акманова д. Баишево . (ФГОС 3 поколения)
4) Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ
СОШ им. Г. Акманова д. Баишево для обучающихся (ФГОС 3 поколения для 5-9
классы )
5) Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ
СОШ им. Г. Акманова д. Баишево для обучающихся по ФГОС (5-9 классы )
6) Основная образовательная программа среднего общего образования МОБУ
СОШ им. Г. Акманова д. Баишево для обучающихся по ФГОС (10-11 классы )
7) Примерные программы по учебным предметам.
8) Положение «О переходе на пятидневную учебную неделю».
9) Положение о переходе на дистанционное обучение (по приказу директора
школы)
10. Приказ по школе № 35 от 18.05.2022 «О подготовке к введению ФГОС НОО и
ООО с 1 сентября 2022года».

6

Общая характеристика учебного плана
Учебный план МОБУ СОШ им. Г. Акманова д. Баишево (далее школа)
на 2022-2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от
24.12.2015), и предусматривает:
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для 5 – 9 классов;
Обязательная недельная нагрузка обучающихся школы соответствует нормам,
определенных СанПиНом 2.4.2.2821-10 и составляет по классам:
Классы
Недельная нагрузка

6
кл
30ч.

7
кл
32ч

8
кл
33ч.

9
кл
33ч.

Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Учебный план и логика его построения отражают основные цели и задачи,
стоящие перед школой, и создают возможности для развития способностей
каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и
национально-регионального компонентов государственного образовательного
стандарта по классам и образовательным областям. При составлении учебного
плана учтены результаты изучения образовательного спроса учащихся и
родителей (законных представителей), а также основные принципы обновления
содержания образования.
При распределении части, формируемой участниками
образовательных
отношений, учтены образовательные потребности и запросы обучающихся и их
родителей (законных представителей).

7

Структура учебного плана.
Структура учебного плана начального общего образования содержит
обязательную часть (80%) и часть, формируемая участниками образовательных
отношений (20%), включая направления внеурочной деятельности; для 6-9
классов 70% на 30%, в 10 классе - 60% на 40% соответственно.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных учебных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных
организаций,
реализующих
основную
образовательную программу начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, и учебное время, проводимое на
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
гимназии-интерната, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной
нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 6 – 7 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 8 – 9 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной части, части,
формируемой участниками образовательных отношений и внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность планируются на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом внеурочной деятельности и
последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
Дополнительные требования
«Физическая культура»:

при

проведении

учебного

предмета

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.09.2010 № ИК-1374/19 и письму Министерства спорта и туризма Российской
Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912 при организации, планировании и
8

проведении школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной
работы используются спортивная площадка, спортивный зал в школе.
Часы части,
использованы:

формируемой

участниками

образовательных

отношений,

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, указанные
в федеральном компоненте учебного плана.
Образовательная
организация
образовательных программ выбирает:

для

использования

при

реализации

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть
учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или
учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на
каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана
основных общеобразовательных программ.

9

Учебный план (годовой) для 6-9 классов
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

6

7

8

9

175

175

105

68

523

Литература

70

70

70

68

278

Родной язык

105

70

70

34

279

Родная литература

70

70

70

102

312

Иностранный язык

70

70

70

68

Второй иностранный язык

35

35

Математика

105

105

Обязательная часть

Русский
и литература

язык Русский язык

Родной язык и родная
литература

Иностранные
языки

Математика
и информатика

Алгебра

70

70

34

174

Геометрия

70

70

68

208

-

35

34

69

Информатика
Общественно- научные
предметы

Основы духовнонравственной культуры
народов России

Естественнонаучные предметы

278

История России. Всеобщая
история

35

35

35

34

139

Обществознание

35

35

35

68

173

География

-

35

35

34

104

ОДНКНР

-

35

35

Физика

-

35

35

102

172

Химия

-

-

35

68

103

70

У
Биология

-

-

17,5

68

85,5

У
Искусство

Музыка

17,5

17,5

Изобразительное искусство

17,5

17,5

Технология

Технология

Физическая культура и

ОБЖ

35

17,5

17,5

52,5
35

17,5

70

35

35

10

Основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Итого

Часть,
формируемая
образовательных отношений

35

35

35

34

139

805

857,5

892,5

867

35

34

104

34

34

34

139

3439

участниками

Русский язык

35

Литература
Иностранный язык

35

Математика

70

35

35

70

Алгебра

35

Информатика

35

35
70

35

68

138

История

35

35

География

35

35

35

105

35

52,5

122,5

35

35

17

87

35

34

69

Биология
35
Физика
Химия

У
Технология

17,5

17,5

ОБЖ

34

34

Итого

245

262,5

262,5

255

1025

Максимально допустимая годовая нагрузка

1050

1120

1155

1122

4447

11

Учебный план (недельный) основного общего образования МОБУ СОШ им.
Г. Акманова д. Баишево муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан на 2022-2023 учебный год
с обучением на родном (башкирском) языке для 6-9 классов
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литература

Родной язык и литература

Иностранные языки

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Русский язык

3

3

1

2

9

Литература

2

2

1

2

7

Родной язык

1

1

1

1

4

Родная литература

1

1

1

1

4

Иностранный язык

3

3

3

3

12

Второй иностранный

1

1

Математика

3

3

Алгебра

-

2

2

2

6

Геометрия

-

1

1

1

3

Информатика

-

1

1

1

3

История России.

2

2

2

2

8

Обществознание

1

1

1

1

4

География

1

1

1

1

4

1

1

Всеобщая история.

Основы
духовно
— Основы духовно —
нравственной
культуры нравственной
народов России
культуры
народов
России

2

12

Естественно
предметы

—

научные Физика

-

1

1

2

4

Химия

-

-

2

2

4

Биология

1

1

1

1

4

Музыка

0,5

0,5

1

-

2

Изобразительное
искусство

0,5

0,5

-

-

1

1

1

1

-

3

-

-

1

1

2

2**

2**

2**

2**

8**

23

25

25

25

98

Родной язык

1

1

1

-

3

Родная литература

1

1

1

2

5

Русский язык

2

1

2

1

6

Литература

1

-

1

1

3

Математика

2

2

2

2

8

География

-

1

-

1

2

Физика

-

1

1

-

2

Биология

-

-

-

1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

30

32

33

33

128

Внеурочная деятельность

3

3

3

3

12

Искусство

Технология

Технология

Физическая культура и Основы ОБЖ
безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
Всего (обязательная часть)
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

** -третий час физической культуры в 6-9 классах изучается за счет внеурочной деятельности.

13

Учебный план (годовой) для 6-9 классов
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Родной язык и
литература

Иностранные языки

Математика и
информатика

Общественно-научные
предметы

Русский язык

105

105

35

68

418

Литература

70

70

35

68

313

Родной язык

35

35

35

34

174

Родная литература

35

35

35

34

209

Иностранный язык

105

105

105

102

522

Второй иностранный язык

35

Математика

105

-

-

Алгебра

-

70

70

68

208

Геометрия

-

35

35

34

104

Информатика

-

35

35

34

104

История

70

70

70

68

348

Обществознание

35

35

35

34

139

География

35

35

35

34

174

35

35

-

35

35

68

138

35

35

35

34

174

Основы духовно —
нравственной культуры
народов России

Основы духовно —
нравственной культуры
народов России

Естественно — научные
предметы

Физика

Биология

70
210

70

14

Искусство

Химия

-

-

70

68

138

Музыка

17,5

17,5

35

-

87,5

Изобразительное искусство

17,5

17,5

-

-

52,5

35

35

35

-

140

-

-

35

34

69

70

70

70

68

313

805

875

875

850

4175

Технология

Технология

Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности

ОБЖ

Физическая культура
Итого

Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
Родной язык

35

35

35

-

175

Родная литература

35

35

35

68

173

Русский язык

70

35

70

34

279

Литература

35

-

35

34

139

Математика

70

70

70

68

348

География

-

35

-

34

69

Физика

-

35

35

-

70

Биология

-

-

-

34

34

1050

1120

1155

1122

5462

Максимально допустимая недельная нагрузка

** -третий час физической культуры в 6-9 классах и второй, третий час физической культуры в 5 классе изучается
за счет внеурочной деятельности.

Основное общее образование
Учебный план для VI-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный
план основного общего образования ориентирован на 35
учебных недель в год. В VI-VIII классах продолжительность учебного года
составляет 35 учебных недель, в IX классе — 34 учебных недель.
Учебный план для V –IX классов составлен в соответствии с ФГОС ООО.
15

Предметная область «Русский язык
предметами:

и литература» представлена

«Русский язык» - по 3 часа в неделю в 5-7 классах, по 1 часу в 8 классе и 2
часа в неделю в 9 классе. «Литература»- по 2 часа в 5-7 и 9 классах, а в 8 классе
1 час в неделю.
Предметная область "Родной язык и литература"
предметами « Родной язык» и « Родная литература»:

представлена

«Родной язык» - по 1 часу в неделю в 5-9 классах. «Родная литература» - по
2 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в 6-9 классах.
Предметная область "Иностранный язык" представлена предметами:
«Иностранный язык» - 3 часа в неделю, где изучается английский язык.
«Второй иностранный язык» -1 час в неделю, где изучается немецкий язык в 56 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика» - 3 часа в неделю в 5-6 классах, а в 7,8,9 классах
представлена учебными предметами: « Алгебра» - 2 часа в неделю, «Геометрия»
и «Информатика» по 1 часу в неделю в 7,8,9 классах.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
предметами «История России. Всеобщая история» -2 часа в неделю в 5-9
классах, «Обществознание» - 1 час в неделю в 6-9 классах, «География» -1 час в
неделю в 5-9 классах.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ.
Преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» проводится в 7 и 8 классах в неделю по 1 часу.
Предметная область «Естественно - научные предметы» представлена
предметами «Биология» - 1 часу в неделю в 5-9 классах. «Химия» -2 часа в
неделю в 8-9 классах. «Физика»- в 7-9 классах по 1 часу в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Музыка» - по 0,5 часов в неделю в 5-7 классах (0,5 час из которых изучается за
счет внеурочной деятельности) и 1 час в 8 классе. «Изобразительное искусство»
- по 0,5 часов в неделю в 5-7 классах (0,5 час из которых изучается за счет
внеурочной деятельности).
16

Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология»
- по 1 часу в неделю в 5-8 классах (в 5-7 классах 1 час изучается за счет
внеурочной деятельности).
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Физическая
культура» - 1 час в неделю в 5 классе и по 2 часа в неделю в 6-9 классах (1 час
из которых изучается за счет внеурочной деятельности), ОБЖ-1 час в неделю в 89 классах.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений с
учетом мнения учащихся и на основании заявлений родителей (законных
представителей), 2 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6-8 классах
выделено на изучение предмета родной язык и по1 часу на изучение предмета
родная литература в 6-8 классах и 2 часа в 9 классе, на изучение предмета
русский язык в 5-6 и 8 классах выделено по 2 часа, 7 и 9 классах по 1 часу, а на
изучение предмета литературы выделено по 1 часу в 5-6 и 8-9 классах. На
изучение предмета математика в 5-9 классах выделено по 2 часа в неделю. В 7
и 9 классах по 1 часу выделено на изучение предмета география. На изучение
предмета физика в 7 - 8 классах выделено по 1 часу. В 9 классе 1 час выделено
на изучение предмета биология. (Протокол родительского собрания №3 от 25 мая
2021 года).
Итого в 5 классе по ФГОС ООО недельная нагрузка составляет 29 часов
при предельно допустимой нагрузке 29 часов; в 6 классе недельная нагрузка
составляет 30 часов при допустимой нагрузке 30 часов; в 7 классе недельная
нагрузка составляет 32 часа при допустимой нагрузке 32 часа; в 8 классе
недельная нагрузка составляет 33 часа при предельной нагрузке 33 часа; в 9
классе недельная нагрузка составляет 33 часа при предельной нагрузке 33 часа.

17

Общие характеристики предметных областей
Предметная область «Русский язык и литература» представлена
предметами: Русский язык
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) -совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
-создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую
речь, участие в диалоге и полилоге;
-развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том
числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать
средства аргументации и выразительности;
-овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-понимание, интерпретация и комментирование текстов различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также
умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки
зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач
и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной
и книжной речи;
-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции
собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;
18

-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
-стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и
планировать их совершенствование и развитие;
3)- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и
скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
-уместное использование фразеологических оборотов в речи;
-корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций,
этикетных формул;
-использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4)- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях;
-осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики:
-идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их
форм по значению и основным грамматическим признакам;
-распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать
слова категории состояния и наречия;
-распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков;
-распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
-распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
5)-формирование навыков проведения различных видов анализа
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
многоаспектного анализа текста:

слова,
также

-проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных
этапов
анализа
структуры
слова),
лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
-проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической
роли самостоятельных частей речи в предложении;
19

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять
тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы,
знать композиционные элементы текста;
-определение звукового состава
характеристика звуков слова;

слова,

правильное

деление

на

слоги,

-определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;
-деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
-умение различать словообразовательные и
способы словообразования;

формообразующие

морфемы,

-проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей
речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических
признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
-опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного
и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
-определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
-определение грамматической основы предложения;
-распознавание распространенных и нераспространенных предложений,
предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
-распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и
вставных конструкций;
-опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных
предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической
связи между частями сложного предложения;
-определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к
одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание
текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
-определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств
связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их
использования;
6)- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
20

-умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении
задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных
видов словарей, их строения и способах конструирования информационных
запросов;
-пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации,
прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного)
слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов,
определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
-пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения
нормативного написания и произношения слова;
-использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
-использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей
для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7)-овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,
стилистическими),
нормами
речевого
этикета;
приобретение
опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
-освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их
на письме;
-применение правильного переноса слов;
-применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
-выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их
в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений,
числительных, глаголов;
-соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении,
при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при
употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении
21

местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании
предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте;
8)- для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на
брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и
развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного
восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
-приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной
коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных
высказываний;
-стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить
собственную позицию;
-видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о
мире и человеке.
Литература
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) -осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2)- понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
22

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления."
Предметная область "Родной язык и литература" представлена предметами:
Родной язык:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Родная литература:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
23

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.
Предметная область "Иностранные языки" представлена предметом:
Иностранный язык. Второй иностранный язык
Изучение предметов направлено на достижение следующих целей:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в
развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных
жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности;
2)формирование
и
совершенствование
иноязычной
коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей
речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
24

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на
основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными
предметами:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика
Изучение предметов направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории
математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество,
принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в
простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от
условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного
решения задачи;
-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения
процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или
процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных
чисел;
овладение
навыками
устных,
письменных,
инструментальных вычислений:
25

-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь,
десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное
число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами
при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении
вычислений и решении задач;
-выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и
систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры,
исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры,
интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых
выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым
отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных
выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить
подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и
неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и
неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать
функционально-графические
представления
для
решения
различных
математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее
положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества
значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков
возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование
на
базовом
уровне
понятиями:
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

последовательность,

-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при
решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
26

представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат,
окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение
изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний,
инструментов для измерений длин и углов;

величин

углов

с

помощью

7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования
построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем,
аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,
проекция; проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов,
произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние,
величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических
данных; формирование представлений о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных
моделях;
развитие
умений
извлекать
информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих
статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств
окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности
случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных
событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
27

использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов
вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в
реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов;
-решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в
реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать
нормы информационной этики и права;
15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия
рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических
фигур и т.п.;
-умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации
на
экране
ПК,
умение
использовать
персональные
28

тифлотехнические средства
слепыми обучающимися;

информационно-коммуникационного

доступа

16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа
данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом
двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
Предметная область «Общественно-научные предметы»
предметами: История России. Всеобщая история.

представлена

Изучение предметов направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание
29

Изучение предмета направлено достижение следующих целей:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной активной позиции в общественной
жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,
адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
География
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
30

целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов
и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» представлена предметом:
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
31

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область «Естественно-научные
предметами: Биология

предметы»

представлена

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных
естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей
среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
32

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда
и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Химия
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
1) освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины
мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
2) овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
3) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
4) воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
5) применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
Физика
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики
для развития других естественных наук, техники и технологий; научного
мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),
видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи;
усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении
вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных
исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и
33

цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей
любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и
искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых
волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их
вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с
применением полученных знаний законов механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие
несовершенства машин и механизмов.
Предметная область «Искусство» представлена предметами:
Изобразительное искусство
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
34

народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации
и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Музыка
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли
музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация,
35

музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Предметная область «Технология» представлена предметом:
Технология
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование
целостного
представления
о
техносфере,
сущности
технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
36

технологиями, их востребованности на рынке труда.
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами:
Физическая культура
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и
сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского
движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных
возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий,
включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного
отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные
способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
37

овладение основами технических действий, приемами и физическими
упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей
основных систем организма.
Промежуточная аттестация проводится один раз в конце года , для оценки
качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета за
год.
ОБЖ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение
следующих целей:
1) освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и
здоровом образе жизни;
2) государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
3) об обязанностях граждан по защите государства;
4) воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;
5) чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной
символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
6) развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы;
7) бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в
соблюдении здорового образа жизни;
8) овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
9) действовать в чрезвычайных ситуациях;
10) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты
11) оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Система промежуточной аттестации учащихся 6-9 классов.
1.Промежуточная аттестация учащихся 6-9-го классов проводится по учебным
четвертям.
2. Главным объектом промежуточной аттестации являются:
-предметные результаты освоения ООП, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
-метапредметные результаты, предполагающие оценку развития универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных);
38

-оценка личностных результатов (самоопределения,
морально-этической
ориентации). Личностные результаты не подлежат итоговому оцениванию.
3.Видами промежуточной аттестации учащихся являются:
-вводный контроль (проводится диагностика готовности обучающихся к
обучению в основной школе (контрольные работы по русскому языку и
математике, диагностика УУД);
-текущий контроль (проверочная работа проводится после изучения темы по
предметам:
русский язык, литература, иностранный язык, математика.
контрольная работа по русскому языку, иностранному языку, математике
проводится в конце четверти, учебного года);
-итоговый контроль (итоговая комплексная работа проводится на межпредметной
основе и включает в себя систему разноуровневых заданий по предметам:
литература, русский язык, математика – диагностика УУД).
4.Учащимся 6-9 классов выставляются отметки по четвертям.
5.В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при
лечебном учреждении.
8.Промежуточная аттестация учащихся, отсутствующих более 50% учебного
времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы)
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в
четверти по выбору преподавателем любой из форм промежуточной аттестации.
9.Классный руководитель доводит до сведения учащихся и их родителей
(законных представителей) предметы и форму промежуточной аттестации, сроки.
10.Учащиеся, имеющие неудовлетворительную отметку за год по учебному
предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательный
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), МОБУ СОШ им. Г. Акманова д. Баишево
Данные часы родителями (законными представителями) распределены
следующим образом (Протокол родительского собрания №4 от 13 мая 2020 г.):
- в 6 классе по 1 часу в неделю на изучение предметов «Русский язык»,
«Иностранный язык», «История», «География», «Биология», 2 часа на изучение
предмета «Математика»;
39

- в 7 классе по 1 часу в неделю на изучение предметов «Иностранный
язык,
«Алгебра», «Информатика», «История», «География», «Биология»,
«Физика», 0,5 часов на изучение предмета “Технология»;
- в 8 классе по 1 часу в неделю на изучение предметов «Русский
язык», «Иностранный язык», «Алгебра», «География», «Физика», «Химия»; 1,5
часов на изучение предмета «Биология».
- в 9 классе по 1 часу на изучение предметов «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Химия», «ОБЖ», 0,5 часа на изучение
предмета «Физика», 2 часа в неделю на изучение предмета «Алгебра»
Итого в 6 классе недельная нагрузка составляет 30 часов при допустимой
нагрузке 30 часов; в 7 классе недельная нагрузка составляет 32 часа при
допустимой нагрузке 32 часов, в 8,9 классах недельная нагрузка составляет 33
при допустимой нагрузке 33 часов.
Система промежуточной аттестации учащихся 6 – 9 классов.
1. Промежуточная аттестация с целью оценки качества усвоения учащимися всего
объема содержания учебного предмета проводится согласно графику.
2. Главным объектом промежуточной аттестации являются:
-предметные результаты освоения ООП, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
-метапредметные результаты, предполагающие оценку развития универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных);
-оценка личностных результатов (самоопределения,
морально-этической
ориентации). Личностные результаты не подлежат итоговому оцениванию.
3.Видами промежуточной аттестации учащихся являются:
-вводный контроль (контрольные работы по русскому языку и математике,
родному языку, английскому языку, техника чтения в 5 классе);
-текущий контроль (проверочные и контрольные работы проводится после
изучения темы по предметам в конце четверти, учебного года);
-итоговый контроль (учащиеся проходят промежуточную итоговую аттестацию,
проводятся экзамены по двум предметам или выполняют итоговую комплексную
работу, которая проводится на межпредметной основе и включает в себя систему
40

разноуровневых заданий по предметам: литература, русский язык, математика –
диагностика УУД).
4.Учащимся выставляются отметки по четвертям.
5.В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при
лечебном учреждении.
8.Промежуточная аттестация учащихся, отсутствующих более 50% учебного
времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы)
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в
четверти по выбору преподавателем любой из форм промежуточной аттестации.
9.Классный руководитель доводит до сведения учащихся и их
родителей(законных представителей) предметы и форму промежуточной
аттестации, сроки.
10.Учащиеся, имеющие неудовлетворительную отметку за год по учебному
предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету. 11.
11. Итоговая аттестация учащихся 9 класса в соответствии с Положением «О
государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений», утверждаемым Министерством образования и науки РФ и РБ)
проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по двум
обязательным предметам (русский язык, математика) и двум предметам по
выбору выпускника.
12.Итоговая отметка в 9 классе по предмету, по которому проводятся
аттестационные испытания, выставляется учителем-предметником на основании
годовой отметки и результатов государственной итоговой аттестации
обучающегося.
Форма промежуточной аттестации для 6-9 классов
Класс Предмет

Форма промежуточной аттестации

6 кл

Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа

Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Второй иностранный
язык
Математика

Контрольная работа
41

7 кл

8 кл

История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
ОДНКНР
Физика
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание

Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Практическая работа
Практическая работа
Проектная работа
Зачет
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Практическая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Практическая работа
Практическая работа
Проектная работа
Зачет
Изложение
Тестовая работа
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
42

9 кл

География
ОДНКНР
Физика
Химия
Биология
Музыка
Технология
ОБЖ
Физическая культура
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
ОБЖ
Физическая культура

Тестовая работа
Проектная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Практическая работа
Проектная работа
Тестовая работа
Зачет
Тестовая работа в формате ОГЭ
Тестовая работа
Изложение
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа в формате ОГЭ
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Зачет

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».